Занятия

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПРЕДИСЛОВИЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ НАШИХ ЗАНЯТИЙ

В «Школе Тайцзи Виктора Сяо» подчеркиваются следующие моменты:

АКСИОМЫ

1. Важнейшее

«В первую очередь необходимо стать правильным человеком, и лишь затем обучаться боевому искусству» – на первое место ставятся этические нормы. «Почитать Учителя, ценить его путь» – без этого невозможна прямая передача. «Между учениками – лишь взаимопомощь, никакой конкуренции». У нас не спортивный тайцзицюань (тайцзи–цюань).
Мы не участвуем в соревнованиях, не принимаем вызовы на поединки. Школа – не «Бюро услуг», она не обхаживает клиентов. Лишь полная внутренняя мобилизация и ежедневный труд дают возможность овладеть базой и двинуться дальше. Закладывая боевую и оздоровительную базу тайцзи–цюаня, Школа уделяет особое внимание самопознанию, всестороннему развитию и самосовершенствованию учащихся – в этом заключается гуманитарный аспект обучения.

2. Основные положения Школы

  • «Тайцзи – это сама гармония, и оно универсально»
  • «Тайцзи–цюань – это воплощение принципа гармонии в боевой технике»
  • «Тайцзи–цюань глубок, но не мистичен»
  • «Тайцзи–цюань делает упор на воспитание духа»
  • «Тайцзи–цюань является движением сплава Духа–Внимания–Ци»
  • «В тайцзи–цюане внимание управляет ци, ци управляет телом»
  • «Не борьба, а взаимопомощь Инь–Ян»
  • «Тайцзи–цюань – это искусство нейтрализации конфликтов»
  • «Атака происходит на расслаблении, а не на напряжении»
  • «В контакте – не терять, не упираться»
  • «Используется сила воли–внимания, а не грубая сила»
  • «Высший критерий – комфорт души и тела»
  • «Нами движет величайший интерес к предмету»

3. Путеводная звезда – «Пять основных характеристик тайцзи–цюаня»

  1. Искать покоя в движении;
  2. Используя покой, управлять движением;
  3. Использовать взаимопомощь твердого и мягкого;
  4. Преодолевать мягким твердое;
  5. Начинать вторым, приходить первым.

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ ?!

1) Что от традиционного искусства тайцзи–цюаня на нынешний день остались реально «лишь рожки да ножки».

ДА! Тайцзи-цюань признан величайшим достижением китайского ушу (школ единоборств), самым ярким представителем которого был Ян Лучань, обладавший высочайшим профессионализмом, и заслуживший свое прозвище «Ян–непобедимый» победами над цветом китайских мастеров при императорском дворце. Такой же славой пользовались и его сыновья – Ян Баньхоу и Ян Цзяньхоу, а также внук – Ян Шаохоу (Ян Чэнфу, ставший главным популяризатором Школы Ян, такой славой уже не пользовался).

НО! Послушайте высказывания четырех поколений мастеров ветви Ван Юнцюаня:

  • Ван Юнцюань, которому судьба предоставила возможность пройти школу у трех мастеров двух поколений семьи Ян, и стать признанным мастером их стиля: «Мне удалось унаследовать от семьи Янов лишь «кожу и волосяной покров» (т.е. лишь малую долю их искусства);
  • Чжу Хуайюань, старший ученик Ван Юнцюаня: «Мне удалось унаследовать от Ван Юнцюаня лишь «кончик мышиного хвоста» (т.е. лишь малую долю его искусства)»;
  • Ши Мин, старший ученик Чжу Хуайюаня: «Мне не удалось достигнуть уровня моих предков»;
  • Виктор Сяо, личный ученик Ши Мина: «Мне до уровня Ши Мина еще далеко».

Эти высказывания отражают общую картину судьбы традиционного тайцзи–цюаня по сегодняшний день. Культура, взрастившая тайцзи–цюань, практически уничтожается. Великолепная ваза тайцзи–цюаня разбита, в руках потомков от нее остались разрозненные осколки или черепки. Если деградация продолжится, то исчезнут и эти остатки, и от былой славы тайцзи–цюаня останутся лишь мифы и легенды.

2) Что на самом деле мы занимаемся экспериментальной археологией основных азов прикладного искусства тайцзи–цюаня.

Все, что мы видим в любых традиционных школах тайцзи–цюаня и видеоматериалах, это не реальные поединки, а демонстрации эффектов обучающего характера в особых экспериментальных условиях. Обучение тайцзи–цюаню, выявление его соли и рост мастерства возможны лишь в таких условиях. Мы используем дошедшие до нас осколки и черепки, после освоения которых у нас, по принципу голограммы, возникает возможность постепенно нащупать, а затем и восстановить всю вазу. Вместе с тем мы занимаемся и культивированием этого сокровища без потери его соков и качества в некитайской среде. И лишь в этом процессе произойдет дальнейшее развитие тайцзи–цюаня. На все это могут уйти усилия нескольких поколений «следопытов». Необходимо учесть и то, что мы преследуем высокий профессионализм в самых примитивных любительских условиях.

3) Что Школа тайцзи–цюаня, это не боевые или спортивные спаринги, и не любительское толкание в парках, а экспериментальная лаборатория.

Лабораторная работа рассчитана на полную замену привычных стереотипов человека, и на кардинально иной, уникальный подход к проблемам техники единоборств. Экспериментальные условия различны у разных мастеров и на разных этапах обучения. Общим для всех является «растянутый во времени тот или иной момент атакующего удара» и выявление способов его нейтрализации. Замедленность движений в тайцзи–цюане, это не самоцель, а средство. Это дает возможность учащимся осознать и пересмотреть «как под микроскопом» все составные элементы и тонкости движений, проникнуть в их глубь, полностью перестроить свой понятийный аппарат и психофизические установки. Разряжение конфликта задолго до его физической реализации, т.е. в момент «мотива движения», как своего, так и обоюдного, полная послушность тела, доведение этих способностей до уровня навыка со всеми привходящими полевыми эффектами – все это требует особого внимания, терпения, упорства, времени, и, что самое важное – истинного увлечения. Все вместе взятое и есть «гунфу». Помехоустойчивость состояния гармонии у человека (состояния Тайцзи) и его подвижность (способность разряжать силовые конфликты на ходу) лежат в основе боевого тайцзи–цюаня. Развитие реально–прикладного уровня боевого тайцзи-цюаня по принципу «мягкое побеждает твердое» становится возможным лишь по окончании такого «перевоплощения», нам всем до него еще долго расти.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Три основных этапа на пути овладения тайцзи-цюанем:

  1. Навык в контакте (включает весь базис);
  2. Понимание силы–цзинь (редкое мастерство);
  3. Духовное просветление (вершины мастерства).

В чем заключается основная перестройка?

Вкратце – в том, что мы выходим на более оптимальную силовую опорную структуру, на тончайшее согласование всех ее компонентов; мы открываем в себе более естественные, богатые способы передачи силы и управления ею в боевых контактах; этому сопутствует увлекательный процесс самопознания и гармонизации личности. Дальше: мы учимся не противостоять натиску напарника, а нейтрализовать его атаки и использовать его силы против него же; мы учимся использовать действия и противодействия самых различных уровней, вплоть до полевых и ментальных; мы отказываемся от слепоты и глупости условных рефлексов; мы учимся использовать мотив движения, включая течение сплава духа–внимания–ци и все, что происходит до начала физического действия; мы идем к вскрытию чудесной силы «тайцзи–цзинь»; ради этого мы учимся активной релаксации, как физической, так и ментальной; мы учимся не создавать конфликты, а разряжать их при первом намеке на них; мы перестраиваемся внутренне и начинаем реально понимать, что мы существа, в первую очередь духовные; постепенно расширяя наш кругозор, мы начинаем реально ощущать свою связь со всей Вселенной; начинают положительно меняться наши взаимоотношения с собой и с окружающим миром… Такой перечень перестроек различных аспектов и уровней можно продолжать бесконечно.

Чем отличаются занятия в нашей Школе?

Внутренней техникой тайцзи–цюаня. Прямой передачей через ощущения, выделением необходимых силовых настроек через физический, а затем и через ментальный контакт. Детальной раскладкой элементов движения и многоплановых внутренних техник с их последующей непрерывной интеграцией. Параллельным ростом чувствительности и помехоустойчивости. Внутренней активностью и творческим настроем всего состава Школы. Бесконечными методическими находками. Энтузиазмом и увлечением предметом. Дружелюбной атмосферой на занятиях и во взаимоотношениях. Отсутствием конкуренции, мелких раздоров и обид. Единым духом и направлением. Здоровым стремлением к культурному росту, самосовершенствованию и общему движению вперед.

ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАЗИСА

Над базисом (Цзи–бен–гун), особенно над комплексом, любой мастер работает всю жизнь. В нижеследующих статьях везде вначале дается рабочий термин, затем – перевод с оригинального названия упражнения, название по–китайски в русской транскрипции. Базис тайцзи–цюаня в нашей Школе включает в себя следующие формальные упражнения, способствующие выходу на внутренние техники, и которым поэтапно соответствуют наборы внутренних настроек и огромного количества тонкостей:

1. Подготовительные, вводные упражнения.

Подобраны для начинающих с нуля. Используются для расслабления, для включения в состояние внутренней работы, для первоначальной наработки внутреннего внимания, активизации нервного столба в позвоночнике, выявления сквозной силы, противодействия силы–цзинь, внутренних силовых связей и подчинению им условных рефлексов и грубых сил:

  • Чистка – «Вращающийся дракон опускается на дно (Сюань–лун Цянь–ди)»
  • Лодочки – «Парная гребля по и против течения (Шунь–ни Шуан–хуа)»
  • Зародыш – «Возвращение к Началу (Гуй–юань Гун)»

2. Фундаментальные упражнения (Цзи–бен–гун). Все они традиционны.

  • Стойка – «Стояние столбом для выявления состояния Уцзи (У–цзи Чжуан)»
  • Дракон – «Стойка дракона, всматривающегося в море (Тань–хай Чжуан)»
  • Кольца – «Тазобедренные и плечевые кольца (Куа–цюань и Цзянь–цюань)»
  • Колодец – «Крутить ручку колодца, грести одним кормовым или перекрещенными веслами на китайской лодке (Яо лу–лу)»
  • Жернова – «Вертеть жернова, или растирать тушь (Янь–мо чжоу), или локтевые кольца (Чжоу–цюань)»
  • Коромысло – «Сменить плечо под коромыслом (Бянь–дань Хуан Цзянь)»

Шаги – «Шаги в тайцзи–цюане (Тайцзи–цюань Бу–фа)»

  • Кошачьи шаги (Мао–бу)
  • Куриные шаги (Цзи–дэн–бу)
  • Шаги вперед (Цзинь–бу)
  • Шаги назад (Туй–бу)
  • Шаги поперек (Хэн–бу)
  • Шаги скрученные (Ню–бу или Ао–бу)
  • Шаги с разворотами (Чжуань–бу)

Отдельные комбинированные приемы (Дань цао)

Используются для многократного повторения. Играют роль «экспериментальных участков» для ввода и наработки всех внутренних техник с целью достижения идеального согласования всех внешних и внутренних компонентов, а также их интеграции:

  • Змейка – «Белая змея мелькает языком (Бай–ше ту–синь)»
  • Обхват колена – «Скрученный шаг с обхватом колена (Лоу–си Ао–бу)» 2–ой вариант перевода: «Хоу–зы Чжай–тао (обезьяна, срывающая персики)»
  • Обезьяна – «Обезьяна пятится назад (Дао Нянь Хоу)» 2 варианта
  • Ладони–облака – «Юнь–шоу» (верхние, нижние)
  • Лев – «Лев мотает головой (Ши–цзы Яо–тоу), или – Лев играет с шаром (Ши–цзы Жоу–циу)»
  • Плеть – «Одиночная плеть или Одиночный кнут (Дань–бянь)» 2 варианта
  • Тигр – «Удар по тигру (Да–ху–ши)»
  • Ткачиха – «Нефритовая дева водит челноком, или – Красавица–пряха водит челноком (Юй–нюй Чуань–со)»
  • Грива – «Дикая лошадь развевает гриву (Е–ма Фэнцзун)»

И так далее: Любой комбинированный прием из комплекса, многократно проделывается в обе стороны, как на месте, так и включая подвижные шаги. Ради адаптации к таким повторениям часто формально изменяется и варьируется.

3. Комплекс.

Комплекс – увязанная в определенной последовательности цепочка классических комбинированных приемов. Бытовое название по–китайски: «Тао–лу», или «Цюань–цзя–цзы», «Цзя» – каркас, костяк, вешалка, контур, и т.д.; выполнение комплекса называется «Пань–цзя–цзы (Вить, или разворачивать–сворачивать цепочку комбинированных приемов, или складывать–раскладывать каркас движений)». Наш комплекс называется: «Сжатый комплекс Ши Мина (Ши Мин Цзин–бянь Тао–лу)» Развернутое название: «Комплекс комбинированных приемов тайцзи–цюаня Школы Ян, переданный по ветви Ван Юнцюаня – сжатый вариант Ши Мина (Ван–чуань Ян–ши Тайцзи–цюань Ши Мин цзин–бянь тао–лу)».

  1. Хвост – «Захватить хвост птицы (Лань Цюе–вэй)» – начальная часть комплекса, включающая в себя самые основные элементы координации движений тела и силовых настроек по нормам тайцзи–цюаня. База для исполнения всего комплекса.
  2. Весь комплекс – «Шесть частей (Лю–лу)».
  3. «Комплекс – сокровищница тайцзи–цюаня» – вечно повторял Ши Мин.

4. Контактирование.

Контактирование – «Обминание кистями (Жоу–шоу)», или «Толкание кистями (Туй–шоу)». Вопреки общепринятому пониманию работы на контакте как стремление к победе по привычным нормам, что фактически выводит человека из системы тайцзи–цюаня, адептам тайцзи-цюаня требуется поэтапно налаживать гармоничность как собственных, так и обоюдных взаимодействий, для выхода к контакту на уровне мотивации боевых движений, лишь затем начинается «игра в кошки–мышки», т.е. кто кого перехитрит, перехватит, обуздает, переиграет, перенаправит на границе первоначальных предпосылок движения, т.е. на Великом Пределе Тайцзи, на котором следует привыкнуть оставаться в течение выполнения всего комплекса, или пока продолжается игра в Жоу–шоу. И лишь после такой Школы возможен постепенный переход к прикладным схваткам в реальных боях. Контакт – «Соприкосновение (Да–шоу)» в огульном смысле, играет незаменимую роль на всех этапах обучения тайцзи-цюаню, начиная с первых упражнений. Именно через контакт, через обратную связь с учителем происходит прямая передача всех необходимых ощущений, и через парный контакт обучающего свойства происходит переваривание, усвоение, закрепление любых упражнений. И лишь на этой основе, с полным пониманием своих проблем и требований тайцзи-цюаня, человек будет способен дорабатывать все необходимое в самостоятельных занятиях без партнера.

ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ

(будет опубликован позже)

КРАТКИЙ ОБЗОР ПЕРВОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

(будет опубликован позже)

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Внимание! Проводится набор в новые группы

Москва

м. «Шаболовская», «Тульская»
понедельник, вторник, четверг, пятница — 7:00–9:00, занятия проводит
Николай Дмитров e-mail: 435niko@mail.ru

понедельник, четверг — 19:00–21:00, занятия проводят:
Николай Дмитров  e-mail: 435niko@mail.ru и
Ирина Шебанова тел.: +7-903-549-2829 , e-mail: iashebanova@gmail.com

м. «Курская»
вторник, четверг — 19:00–21:00, занятия проводят:
Максим Пресняков тел.: +7-916-958-7950, e-mail: adan@inbox.ru  и
Ирина Шемякина тел.: +7-903-135-2777 , e-mail: irina.tjq@gmail.com

Санкт-Петербург

Варшавская ул., д.5А (Спортивный комплекс)
понедельник — 18:00–20:00
четверг — 18:00–20:00
занятия проводит Сергей Шадринцев
тел.: +7-911-722-8896, e-mail: s_shadrincev@mail.ru

Минск

ул.Рабкоровская, дом 2
понедельник, среда — 19:00–20:00, пятница – 18:00–19.00
занятия проводит Евгений Скорняков
тел.: +375-25-728-1008, e-mail: evroasia1@gmail.com

Республиканский Дворец Культуры Ветеранов, ул. Янки Купала, 21
вторник, пятница — 8:00–10:00, воскресенье – 9:00–12:00
занятия проводит Александр Киршин
тел.: +375-29-673-4352, e-mail: iskinddir@mail.ru

Киев

Киев, м.Олимпийская
суббота — 11:00–13:00
занятия проводит Алексей Коваленко
тел.: +380-98-481-7870 (Наталия), e-mail: nattas.kov@gmail.com

Орёл

курирует Николай Дмитров
ассистент Светлана Манахова, тел.: +7-953-617-4622, e-mail: orelsam@yandex.ru
ассистент Светлана Светличная, тел.: +7-920-287-9553; e-mail: lightsvt@yandex.ru

Тамбов

В процессе реорганизации.

контактное лицо Андрей Ермолаев, e-mail: tins68@rambler.ru

 

Уфа

г.Уфа, ул.Блюхера, дом 1
вторник, четверг — 19:00–20:30
занятия проводит Тагир Аминов
тел.: +7-905-351-1903, e-mail: lpu02@yandex.ru

 

Челябинск

занятия проводит Елена Миронова
тел.: +7-963-471-3653, e-mail: kumkuvat@yandex.ru

 

Ярославль

занятия проводит Владимир Румянцев
тел.: +7-915-992-2257, e-mail: vladirum@yandex.ru

 

Липецк

Внимание! Проводится набор в новую группу

курирует Николай Дмитров. Организатор – Гуськов Александр.
тел.: +7-903-862-7498 или e-mail: gasl@mail.ru

 

Краснодар

курирует Николай Дмитров  e-mail: 435niko@mail.ru