Для меня тайцзи-цюань – это удивительная практика мировосприятия, пронизывающая всю жизнь

Заниматься сначала цигун, а уже потом тайцзицюанем (тайцзи-цюанем) я начал в Омске.

Было лето 2008 года, я был директором компании. 150 человек, десятки крупных региональных проектов, на дворе в полном разгаре очередной кризис, на работе много проблем и это стало сказываться на моем здоровье. Мой друг Макаров Кирилл, который занимался психологическим консультированием, позвал меня на занятия цигун со словами, что это точно поможет мне улучшить внутреннее состояние. Это был его подарок на моё сорокалетие. К тому времени я длительное время интересовался различными практиками, в том числе восточными, и имел какое-то представление о цигун.

Занятия у Смирнова В.Н., моего наставника по цигун, действительно мне позволили за довольно короткое время научиться расслаблять тело, мысли, успокаивать сознание. Я начал по-другому, воспринимать окружающий мир – не через осмысление, как я привык в силу образования и профессии (военный инженер-системотехник), а через его непосредственное ощущение. Примерно через полгода я почувствовал себя значительно лучше, но в основном статические занятия, дыхательные упражнения не давали достаточной динамической нагрузки. Я интересовался, чем можно было бы заняться ещё, чтобы дополнить мои занятия цигун. Мои поиски привели меня к мастеру Фу Бину (он ученик Ван Нейсяна, сына Ван Пэйшэна) и в апреле 2009 года я стал заниматься тайцзи-цюанем стиля У (северная ветка).

До конца 2011 года я три раза в неделю утром занимался цигун, а вечером тайцзи-цюанем. Со мной происходили существенные изменения – стали расслабляться мышцы рук, ног, тела, изменилась осанка, походка. Мое внутреннее состояние стало значительно более уравновешенным и сбалансированным, у меня перестала болеть сорванная во время службы в армии спина (служил почти 10 лет). Я стал по-другому себя осознавать и эти изменения мне нравились…

Но с января 2012 года меня позвали на работу в Москву, и уже в декабре 2011 года я озаботился, как же продолжить свои занятия тайцзи-цюанем. Через Интернет я нашёл несколько заинтересовавших меня клубов, в том числе написал письмо Николаю Дмитрову, в школу Виктора Сяо. Приехав в Москву без семьи, первые несколько месяцев 2012 года кроме школы Виктора Сяо я посещал занятия в нескольких разных школах тайцзи-цюаня.

Я не помню в деталях как проходили мои первые занятия у Николая Дмитрова, всё, конечно же, было так же как у тех новичков, которые приходят к нам сегодня – чай по-китайски перед занятием, чистка, дракон, зародыш, шаги, ба-фа, работа в парах… Но я точно помню, что меня поразило на самом первом занятии: когда во время контакта я почувствовал, что своей рукой Николай контролирует любое моё движение, и моя любая попытка что-то предпринять прекращается, так и не начавшись.

Наверное, это моё ощущение, плюс особая, доброжелательная почти семейная атмосфера на занятиях определили мой выбор. И вот уже пятый год, каждую неделю по вторникам и пятницам, я приезжаю в зал, где вместе с Николаем, Ириной и такими же, как я, учениками школы, открываю что-то такое, чего не может быть и что спрятано за китайскими иероглифами «тайцзи-цюань».

Самое интересное, что всё это время, каждый раз, занятие за занятием мы вроде делаем то же самое. Но, оглядываясь назад, я понимаю, что те ощущения, которые есть у меня сейчас, я просто не мог получить четыре года назад. Те движения, которые я делал четыре года назад и те движения, которые я делаю сейчас, это «две большие разницы». И дело не во внешнем рисунке, а в том, как моё внимание проникает в эти движения, ведёт их, как тело реагирует на это внимание, следует ему. Насколько моё внутреннее состояние сознания готово принять и отслеживать те мельчайшие изменения в пространстве, которые постоянно происходят вокруг и внутри нас.

Ощущения становятся другими, вплоть до того, что начинаешь ощущать материальность мысли у своего напарника. Сначала это кажется невероятным, но парные упражнения позволяют понять, что это не плод воспаленного воображения, а некая другая действительность, которую мы, видимо, потеряли в нашей современной цивилизации, и которую сохранили мастера тайцзи-цюаня и научились передавать это своим ученикам. Именно это привлекает меня в нашей школе, школе Виктора Сяо.

Эзотерические учения, традиционные и то, что называется «нью-эйдж», часто учат как достигать каких-то состояний сознания, как воздействовать на других. Мне одно время приходилось этими практиками заниматься. Но как проверить, что это есть на самом деле, а не плод воображения? Наша парная работа показывает здесь и сейчас: получается или нет, придумываю ли я что-то или действительно воздействую на напарника и воздействует ли он на меня, или мысль потерялась среди напряжённых мышц и зажатых суставов… Несколько лет я удивлялся тем необычным явлениям, буквально чудесам, которые нам периодически демонстрируют и которым учат. Теперь я уже почти не удивляюсь, но не потому что это перестает быть «чудом», просто по мере того, как учишься делать такие чудеса сам, понимаешь, что за этими чудесами собственно и скрывается то самое самопознание, самосовершенствование, гун-фу наконец, волшебное состояние внутренней ненапряженности, пустоты и открытости для мира.

Я понимаю, что речь во всех школах внутренних стилей идёт об одном и том же: дао, тайцзи, уцзи… Огромное спасибо нашему учителю Виктору Сяо, что те образы, которые он получает из китайской традиции, он передает нам, на русском языке, приспосабливая к нашему русскому менталитету. Это совершенно уникальное явление в российском тайцзи-цюане, действительно традиционная передача знаний от китайского мастера к русским ученикам.

Для меня тайцзи-цюань – это удивительная практика мировосприятия, пронизывающая всю жизнь. Чтобы понять, принять и следовать ей приходится отбросить всё то, что знал и умел до этого, фактически вернуться в состояние ребенка, который заново познает мир и у которого впереди вся жизнь, полная открытий… И мне кажется, что это будет интересно каждому!

Рыбалов Игорь

11 августа 2016 года

Вернуться в рубрику «О Тайцзи»