Ноябрьские семинары Виктора Сяо по тайцзи-цюаню в Москве (2011)

10-24 ноября 2011 г.

Впечатления от осенних семинаров в Москве 2011 г., или
Mind over matter!

Закончился ежегодный цикл семинаров Виктора Сяо в Москве. Для меня он оказался во многом знаковым, хотя до начала первого дня первого семинара я этого ни как не предполагал. У меня в последнее время было много житейских забот и на занятия было совсем мало времени. Но утром, в день начала семинара я проснулся с ясным ощущением, что, во что бы то ни стало надо идти на все мероприятия с Виктором по максимуму, отбросив на время насущные дела! И я пошел.

Всего в Москве в ноябре-декабре прошло 4 семинара и 2 общих встречи с Виктором Сяо, и мне удалось побывать везде.

Вообще, каждый семинар Виктора — это абсолютно новая тема, новая информация, новый взгляд на казалось бы понятные вещи. Но объясненные иначе, они и работают иначе на контакте с партнером, и чувствуются по-другому в самостоятельной работе. Этот семинар можно сказать не сильно отличался от других, но не для меня…

В семинаре для начинающих я участвовал в качестве ассистента, но в очередной раз убедился, что мне самому еще долго нужно сидеть в группе начинающих т.к. все настройки формируются именно здесь. Все самые важные вещи как обычно изучаются в самом начале, но это осознается только потом, когда понимаешь, насколько они тобой не проработаны.

— Наша беда — это привычка к маразму, — говорит Виктор с едва заметной улыбкой, — «а маразм — это условный рефлекс». И действительно — привычные механизмы реагирования — это то, с чем в первую очередь сталкиваешься в изучении Тайцзи, и наверно последнее. Но те особые методы, которые Виктор раскрывает, позволяют настроиться на удивительно гармоничное состояние и наполниться им! На занятиях, тело «заражается» таким наполненным состоянием, что перестает реагировать на партнера рефлекторно, а подчиняется именно твоей настройке и намерению, игнорируя все остальное — и это практически чудо!

Вот такое «заражение» и произошло со мной на семинаре, чего раньше в такой степени как сейчас еще не происходило.

У меня возникло чувство, что смотреть на Виктора обычными глазами не имеет особого смысла. То, что передается через него — это едва уловимое состояние. Но это состояние, проникая в тебя и растворяя тебя в себе дает удивительное, почти незаметное ощущение, которое довольно трудно описать. И если не терять это ощущение при контакте с партнером, то открываются его удивительные свойства – партнер реагирует на него, как на нечто очень реальное. И это тоже чудо!

Я сделал для себя несколько открытий, о которых впрочем с самого первого занятия нам говорил и Николай, и Виктор каждый раз и разными способами пытается до нас донести.

Одно из них состоит в том, что человек может опираться только на то, во что он верит. Если человек не верит, что на какую-либо вещь можно опереться, он никогда не сможет сам этого сделать, даже если она физически существует. Видимо от этого возникает феномен боязни высоты, т.к. нет реальной веры в существующую опору, даже если все остальные на ней спокойно стоят.

Или если ехать на велосипеде по дороге, то для колес нужна линия шириной примерно 10-20 см, и человек чувствует себя вполне комфортно. Но если дорогу будет преграждать речка, через которую перекинута доска шириной те же 20 см, что же происходит? Куда же девается комфорт, ведь в реальности ничего не изменилось? Но представление о реальности изменилось – мы как правило в этой ситуации перестаем доверять существующей опоре. А еще и усугубляем свое состояние, думая: — А что будет, если… И вот мы уже на это опираться не можем. Но ведь все, что изменилось – это вера в опору.

А если это вера работает таким образом, то и в другую сторону этот принцип должен работать так же.

Выходит, что достаточно правильно организовать работу своего сознания, и даже та опора, которой как бы не существует — становится реальной, и на нее можно вполне ощутимо опираться.

Вопрос лишь в одном – как настроить свое сознание?

Кажется, что сложно.

Но вообще, если присмотреться, человек это делает довольно часто. Мы часто опираемся на чисто ментальные опоры. Например когда только учимся кататься на том же велосипеде. До тех пор, пока человек думает о шатком равновесии – ничего не получается. Но если вы его будете придерживать, он будет чувствовать, что дополнительная опора есть и через какое-то время поедет уже сам. И если вы почувствуете, что он едет уже сам, и отпустите его так, что бы он не заметил — он будет нормально ехать, и держать его будет его знание об опоре и вера в нее. А через какое-то время у человека начинает что-то включаться и как-то возникает другая опора, которая уже навсегда остается с ним и он не разучивается ездить на велосипеде.

Это же, видимо, происходит и с канатоходцами, и со скалолазами, и с танцорами и… с тайцзи-цюаньщиками! Чтобы ездить на велосипеде, ходить по канату, осваивать некоторые танцевальные элементы, кататься на коньках, лежать на воде и пр. — нужна ментальная опора.

То, что человек лежит на воде и не тонет — разве это не чудо?

Я видел, как две старушки переходили дорогу, они шли еле еле, явно торопились, но получалось все равно не быстро. Вдруг откуда-то выскочила машина, и на всех парах, не смотря ни на что, понеслась прямиком на них. Шансов спастись у старушек почти не было, и я подумал, что сейчас стану свидетелем… Но нет. Старушки так резво взлетели обратно на тротуар, что ни каждый молодой так сможет при всем своем желании! Уверен, что старушки тоже не смогут повторить этот номер на бис! И я думаю, что здесь срабатывает тот же принцип. Пока человек не успел задуматься, засомневаться – он способен на многое.

Помимо этого ведь каждый слышал множество историй, а может и сам был участником событий, когда люди в состоянии стресса делают удивительные вещи — перепрыгивают огромные препятствия, бегут с огромной скоростью и пр. Все это возможно лишь потому, что нет сомнений. Существует намерение и отсутствуют сомнения, пусть даже на короткий момент, но этого достаточно для опоры.

Я все чаще вспоминаю название книги Ши Мина и Виктора Сяо, которая в американском издании называется «Mind over matter». Наверное, это и есть более точное название этого принципа: «Сознание одолевает материю».

Еще одним открытием для меня явилось более глубокое понимание что такое расслабление в Тайцзи?

На эту тему уже существует множество статей, это постоянный предмет обсуждения — и это не случайно, ведь в общественном менталитете понятие физического расслабления включает в себя целый ряд по умолчанию принятых слагаемых, которые довольно сильно отличают такое понятие расслабление от понятия расслабления в Тайцзи (назовем его Тайцзи-расслабление). Я попробую обозначить основные моменты, которые на данный момент для меня очевидны (в целом же это тема, конечно, требует большого исследования).

Как в лучшем случае обычный человек понимает слово «расслабься»:

1. Отпустить напряжения;

2. Отказаться от всякой силы;

3. Поддаться силе гравитации.

Если все это сделать по-настоящему – человек просто упадет. И конечно при обучении Тайцзи нужно не совсем такое расслабление.

Из обозначенных выше пунктов в Тайцзи-расслаблении конечно используется пункт 1, т.е. «отпустить напряжения», но с уточнением — отпустить привычные лишние удерживающие мускульные напряжения.

Теперь про пункт 2, где говориться об «отказе от силы». В Тайцзи-расслаблении он используется с точностью до наоборот! Мы не отказываемся от силы, но снимаем сдерживающие мышечное напряжения. Благодаря этому та сила, которая тратилась на напряжения мышц, вливается в вектор направления движения, заданный намерением, напрямую. И при контакте с прямопротивостоящим партнером это наоборот ощущается, как увеличение своей силы, силы без сдерживания, без внутренних конфликтов и напряжений.

И это помогает понять, как перейти от использования Ли (мускульной силы) к использованию И (намерения) и Ци.

А вот пункт 3 в Тайцзи используется несколько иначе. Ведь в нем фактически говорится о «силе гравитации», которая существует по умолчанию для всех объектов, как сила, тянущая вниз. Но если наше тело заряжено хорошим намерением сделать что-либо, то это уже корректирует то, что принято по умолчанию, гравитацию. Таким образом, например, если я очень-очень хочу встать и убежать, но сдерживаю себя по каким-то причинам, то если я отпущу удерживающие напряжения — я побегу. Именно намерение формирует вектор направления движения тела, когда его напряжения отпускаются.

Все это говорит о том, что фактически можно расслабляться абсолютно в любую сторону, например вверх, или в любой образ действия, заданный намерением, например, чтобы лечь на ту же воду!

Mind over matter!

Впрочем, это все теория, попытка осознания собственного опыта. А на деле осуществить «отпускание напряжения» получается не полностью. И отпустив определенный пласт лишних напряжений обнаруживается еще один, о котором и не подозревал и т.д.

Но на этом семинаре со мной что-то произошло. Что-то включилось и позволило мне в гораздо большей степени подчинить тело своей настройке, обходя условные рефлексы и гораздо глубже чувствовать и понимать Виктора. При чем я для этого ни чего не делал!

И за это я очень благодарен!

И по-моему – это чудо!

Я также хочу поблагодарить всех партнеров, с которыми удалось поработать на этом семинаре, также Николая, за его подсказки, и конечно Виктора, за бесценные знания и за то вдохновение, которым заражаемся мы от него!

В.Шигорин

декабрь 2011

 

Ноябрьские семинары Школы Виктора Сяо

Ставшие традиционными для Школы ноябрьские семинары в Москве Учителя Виктора Сяо состояли в этом году из целой серии занятий, которые проходили с 10 по 24 ноября 2011.

В семинарах приняли участие инструктора, ассистенты и ученики Школы Виктора Сяо из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Днепропетровска, а также представители других школ.

Семинар для новичков состоял из четырех занятий, которые проходили в будние дни с семи до девяти часов утра. В это же время по будним дням проводились занятия семинара для учеников старшей группы. А четыре занятия по Сжатому комплексу стиля Ян были запланированы на утренние часы в выходные дни.

Темп семинара Учитель с самого начала задал интенсивный. Нас не переставала удивлять неисчерпаемая энергия Учителя, который уже через пять часов после окончания утомительного перелета Пекин-Москва находился с нами в зале — и мы оказались вовлечены в интереснейший семинар, тему которого (впрочем, как и всегда!) не удалось угадать никому. Радостное волнение от встречи с Учителем передалось и участникам младшей группы, для которых этот семинар стал первым личным знакомством с Учителем Виктором Сяо.

Материал семинаров был «сквозным», то есть он, так или иначе, освещался в каждой группе с учетом подготовки ее участников. Чтобы не вдаваться в технические подробности скажу только, что для новичков материал объяснялся на базовых упражнениях, которые хорошо знакомы и отработаны учениками младшей группы; тогда как для старшей группы эта же тема излагалась в развернутом виде, с учетом наработанных у ребят навыков чувствительности и имеющегося у них опыта занятий тайцзи-цюанем.

Так как в итоге все полученные нами на занятиях навыки должны быть перенесены в работу со Сжатым комплексом стиля Ян, то семинар по комплексу был настолько же значимым, как и семинары для групп, и, признаться, не менее увлекательным! То есть в комплексе отрабатывались все приемы, усвоенные нами ранее. На этом семинаре нам впервые представилась уникальная возможность сделать комплекс в едином с Учителем поле.

Каждое занятие семинара было захватывающим и интересным. Учитель в каждодневной кропотливой работе и поиске совершает находки, которыми потом открыто делится с нами на семинаре. Со стороны Учителя участие в семинаре это всегда работа на полной отдаче, готовность многократно объяснять и показывать все на контакте. Мы, вооруженные ручками и блокнотами, в свободные мгновения записывали-зарисовывали и фиксировали все самое ключевое, сказанное Учителем, чтобы потом вернуться к материалу и повторить его (многократно) после окончания семинара.

Поскольку Учитель строго требовал, чтобы полученный материал тщательно отрабатывался, а если процитировать: «Чтобы уже к следующему занятию всё получалось!», — мы старались максимально прорабатывать материал на самом занятии. Если любое тонкое и даже беглое замечание Учителя в свой адрес воспринимать как подсказку или урок, то следует своего рода «цепная реакция»: когда, следуя подсказке, ты делаешь один маленький шаг вперед, а за ним следует целая череда небольших открытий. И, конечно же, мы максимально использовали представившуюся редкую возможность выйти на контакт с Учителем.

На семинаре Учитель уделял много внимания и времени на настройку каждого (!) из участников, помогая после объяснений каждому ученику перевести в ощущения то, что смутно представлялось за их порогом. И тогда безотчетная догадка переходила в тонкое ощущение. Но даже после такой помощи Учителя от ученика требуется много самостоятельной работы и терпения, чтобы добиться выхода на стабильный, устойчивый результат.

Неиссякаемая энергия Учителя удивляла нас и тогда, когда мы все уже чувствовали себя как выжатый лимон после занятий, а Учитель живо и легко отзывался на желание ребят немного задержаться в зале, чтобы «потолкаться». Напористая атака ребят таяла от едва заметных, мимолетных движений Учителя. Невероятная легкость, с которой улыбающийся Учитель рассеивает настойчивые атаки нападающих, вызывает безграничное восхищение и уважение к его высокому мастерству. Учитель же беспрестанно подчеркивает, что это всего лишь эффекты экспериментально-лабораторного и обучающего характера, а в реальной боевой ситуации тайцзи-цюань распознать невозможно, ибо исход поединка решается за доли секунды.

Еще больше и настойчивее, чем прежде, на этих семинарах Учитель доносил до нас значение культуры контакта между партнерами в парной работе. И для нас начинает проясняться эта «клетка гармонии», и в методическом, и в техническом, и в гуманитарном аспектах. Работа в паре со сменой сильнее мотивирует и мобилизует внутреннюю активность каждого участника занятий, требует от него большей отдачи. Это не только повышает эффективность восприятия нового материала. Правильные учебные контакты в паре исключают негативное соперничество, никто уже не пытается доказать «кто круче». Наоборот, происходит взаимная помощь и взаимное обучение. И это создает вечно неповторимый, особенно радостный и дружелюбный настрой, и мы уже хоть чуть-чуть да чувствуем себя исследователями, сплоченными совместным творческим поиском.

Чаепитие и беседа — еще один радостный миг общения с Учителем. Теплая и доброжелательная атмосфера, вкусный свежий чай и сладкие фрукты, оживленное общение, когда искренняя и задушевная беседа переливается от одной темы к другой и время летит незаметно. Ни один из наших вопросов не остался без ответа Учителя. И среди прочего подчеркивалась необходимость постоянной работы над классической литературой тайцзи-цюаня, всестороннего развития и самосовершенствования личности, гармонизации взаимоотношений с окружающими. Каждый из участников беседы оставил частичку радостного и светлого общения с Учителем в своем сердце.

С головокружительной быстротой пронеслись две недели семинара. Вдохновленные новым материалом, на освоение которого нам потребуется время и усердие; и с тихой грустью в душе оттого, что семинар подошел к концу, и что теперь пришла пора расставаться с Учителем, мы проводили Учителя в Тамбов, где его уже с нетерпением ожидали участники Межрегионального семинара Школы Виктора Сяо.

Завершающим циклом ноябрьских семинаров были двухдневные занятия для инструкторов, ассистентов и активистов Школы после возвращения Учителя из Тамбова. Им раскрывались поистине чудесные феномены полевого воздействия в боевой системе тайцзи-цюаня. И, как всегда, в эти же дни проходили обсуждения по методике и многогранной работе в Студии тайцзи Виктора Сяо.

С большой благодарностью и уважением,

Ирина Шемякина

15 декабря 2011 г.

Фотографии: Ноябрьские семинары Виктора Сяо по тайцзи-цюаню в Москве (2011)