Семинар Виктора Сяо по тайцзи-цюаню в Москве (июнь 2011)

Московский семинар Виктора Сяо

О семинаре 02-29 июня 2011 г.

В июне этого года посетители одного из Московских парков по утрам могли наблюдать непривычную для себя картину: группа 40-50 человек каждое утро на поляне в течение 2-3 часов в полной тишине выполняли медленные, согласованные движения. Тишину нарушало лишь пение соловьев, мяуканье кота и речь невысокого человека, которого со всех сторон периодически обступали люди, а затем вновь расходились и продолжали свое молчаливое действо.

В эти дни в Москве проходил уникальный семинар Виктора Сяо, посвященный изучению комплекса Ши Мина (43-й формы) и его внутреннему наполнению.

Я ждал этого семинара с нетерпением, ведь тема семинара посвящена нэй-гун – той самой внутренней работе в форме, которая уникальным образом сохранилась и передавалась в традиции Ван Юнцюаня, и тем более в передаче от Ши Мина (ведь говорят, никто в этой традиции не достиг таких высот, как Ши Мин).

Я давно изучал различные традиции стиля Ян и пытался разобраться – почему работа над формой занимает такое важное место в Тайцзи, что означают все эти движения и почему они выполняются именно таким образом? То, что форма, да и все Тайцзи в целом, содержит в себе, помимо хитроумных приемов и оздоровительных элементов, еще и громадный пласт внутренней работы, известно практически всем. Разница лишь в том, какая часть этой внутренней работы кому известна, как они ее понимают и могут применить. Но чем больше я про это узнавал, тем больше у меня возникало вопросов. Некоторое время назад, начав учиться в школе Виктора Сяо, я понял, что нашел настоящее сокровище!

И вот я оказался на этом семинаре! Сколь ни казалось это странным, но изучать комплекс мы начали с конца, и каждый день прибавляли по одному движению, двигаясь назад к началу. Хотя это и требовало некоторой нагрузки на внимание, сейчас мне кажется, я понимаю, почему Виктор выбрал именно такой способ обучения.

Вообще нагрузка была серьезной, а семинар – очень насыщенным! К третьей неделе семинара (а длился он практически месяц) я уже стал понимать, что в голове у меня что-то отключается, и я воспринимаю происходящее уже как-то не совсем головой, или совсем не головой!

Запоминать стало скорее тело, и я стал замечать, что некоторые вещи я помню больше на ощущениях, что довольно забавно.

Не знаю, как воспринималась эта информация теми, кто изучал комплекс впервые (в семинаре участвовали и старички, и новички), но я испытал чувство, подобное тому, которое наверно испытывает человек, впервые увидевший море. Который видел море в кино и на фотографиях множество раз, но не чувствовал его вкуса, не вдыхал его запах, не ощущал, как оно обнимает его со всех сторон, играет, и кажется, радуется ему не меньше, чем он сам! Что оно всегда разное, оно никогда не повторяется – что оно живое!!!

И подобно морю, живое учение не может не меняться! Его невозможно запомнить и выучить раз и навсегда – но его можно воспринять и уловить те простые и удивительные законы, по которым оно существует. И на основе их строится огромное многообразие возможных вариантов его уникального функционирования!

Узнать, как раскладывал изнутри форму Ши Мин, было для меня настоящим подарком! У меня возникло ощущение, что форма в Тайцзи-цюань внешне являет собой лишь видимую сторону айсберга, об истинных размерах которого можно только догадываться. И когда имеешь возможность рассмотреть подробнее ее невидимую часть – в первую очередь поражаешься ее истинными размерами!!!

И, что самое интересное, освоив эту огромную по содержанию внутреннюю составляющую, и проделывая ее изнутри, внешне движение может выглядеть очень ёмким, свернутым, таким, как оно выглядит например в 24 форме.

Однако форма Ши Мина довольно сильно отличается и внешне. Она гораздо более развернута и подробна, и выполняется с множеством промежуточных движений, которые и в более традиционной 108 форме часто не видны или скрыты, или лишь немного обозначаются.

Благодаря такой подробной работе с формой и выстраиваются такие настройки всего психофизического аппарата, которые позволяют осуществить на практике принципы, о которых говорят все классические тексты и мастера, но которые так трудно достичь в реальности: «толкать расслабляясь», «усилием в 2 грамма сдвинуть 1000 тонн», «покой управляет движением», «не использовать Ли (грубую силу), но использовать И (внимание/воля) и Ци (энергию)», «не Инь, не Ян – но Дао» и пр.

Но самое главное, это возможность почувствовать на себе все это в контакте с мастером. Непосредственный контакт с Виктором – это конечно удивительный опыт, без которого никогда поймешь, как это по-настоящему работает! Или просто не поверишь!

Освоение всех этих принципов требует, однако, довольно серьезной перестройки всего своего психофизического аппарата. И вот тут наталкиваешься на самое сложное.

Привычка относится к вещам и событиям тем или иным образом сильно влияет не только на расслабленность чисто мускульную, но и на те самые И и Ци, которые неразрывно связаны с психикой. А чтобы перестроить себя на этом уровне, важно проникнуть сознанием не только в собственную рефлекторную систему, но и в особенности собственных черт характера, которые часто формируются на основе внутренних конфликтов – последствий травм, страхов, защитных механизмов, ошибочных выводов, ложных представлений и внутренних установок. Пересмотру в этой работе подлежит практически все – и в этом, как я понимаю, и состоит гуманитарная составляющая этого искусства, о которой часто говорит Виктор.

Возможно по этой причине Тайцзи-цюань привлекает к себе не только практикующих воинские искусства, но и продвинутых философов, психологов, менеджеров, бизнесменов, людей искусства и всех, кто ощутил, что «лишь тот, кто живет в согласии с Дао, достигает успеха».

Пока шел этот семинар, по субботам и воскресеньям Виктор приглашал нас всех к себе на чаепитие, где происходило живое общение на разные темы. Многие поднятые вопросы находили ответы, находя корни того внутреннего конфликта, который провоцирует ту или иную ситуацию.

Учитывая мое психотерапевтическое прошлое, мне очень импонировал взгляд Виктора на любую ситуацию в первую очередь со стороны гармонии и баланса, а не со стороны проблемы, что довольно распространено в нашей психологии. То, что в медицине, психологии и психотерапии прописано меньше всего — феномен здоровья и гармонии, здесь, в мировоззрении Тайцзи, является точкой отсчета. В этом мне видится одно из основных отличий восточного и западного подхода к человеку, да и вообще к мировосприятию.

Сейчас, когда уже прошла неделя после окончания семинара, многие вещи начинают вспоминаться, что-то начинает доходить только сейчас. Интересным образом ведет себя тело, иногда выдавая такие вещи, до которых сознание еще не дошло. Периодически на контакте что-то срабатывает, и когда партнер спрашивает: «Что ты сейчас сделал?», я не могу объяснить, пока не могу…

Семинар закончился. Теперь предстоит большая самостоятельная работа над перевариванием всего этого уникального опыта, который еще не совсем стал моим, и тем более не перерос в настоящее понимание. Здесь вспоминаются слова Виктора, который говорил об иллюзорном понимании. Когда ты что-то прочел или услышал, или даже почувствовал – это еще не понимание. Понимание, это когда ты можешь этим воспользоваться и эффективно применить в любой ситуации и в любой момент.

Я очень рад, что смог принять участие в этом семинаре и благодарен за этот подарок!

И конечно же я благодарен Виктору, за его терпение, неподдельный интерес, и я бы даже сказал страсть к предмету, а так же за горячее и непосредственное желание делиться этой радостью с нами!!!

Огромное спасибо!

12.06.2011
Виктор Шигорин

Фотографии: Семинар Виктора Сяо по тайцзи-цюаню в Москве (июнь 2011)