Статьи:ПРИКОСНУВШИЕСЯ К ДАО

Материал из КОМПЛЕКС ШИ МИНА. ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ. ШКОЛА ВИКТОРА СЯО

Перейти к: навигация, поиск

ПРИКОСНУВШИЕСЯ К ДАО

Для кого это
В эпоху, когда цивилизация уравнивает шансы всех и усредняет все, отнимая у людей индивидуальность и силу духа, еще встречаются те, кто способен страдать от мысли бесполезности и бессмысленности бытия. Бытия временщиков, ничего не понявших, ничему не научившихся. От мысли, что дело, которому ты посвятил жизнь, да и то делал его абы как — это сиюминутный навык, временная опора для очередного скачка технологий, который нужно было быстро воспринять и так же быстро забыть, потому что на смену одним технологиям все быстрее идут другие. Для тех, кто с грустью смотрит на щенячий визг поколения, которое, научившись включать персональный компьютер и использовать слово «креативный», мнит себя творцами и создателями, даже не догадываясь, что большая часть из них завтра выйдет на улицу с плакатами протестовать против того, что их навыки никому не нужны, как выходили некогда луддиты.
Оправдывая себя тем, что нужно жить, кормить семью и прочее, большинство берется за ту работу, которую требуют, а не за ту, к которой лежит душа. И, в отличие от наших предков, занимается не совершенствованием своего мастерства, а зарабатыванием денег. А именно этот процесс совершенствования в своем деле отличает восточную философию от западной, где просто любой труд — уже хорошо.
Но одно дело декларировать ценности, другое — им следовать… Небольшая часть понимающих это — или нечто подобное приходит им в голову — начинает искать опору в жизни. А этим чудакам хочется посвятить жизнь чему-то неизменному, вечному, найдя в этом смысл существования; если повезет, то понять сам смысл бытия, и уж совсем невероятно — понять самого себя и свое место в этом мире. Да и порой хочется некоторым из нас найти того, кто примет за нас решение в трудную минуту, — а они бывают у ВСЕХ; возложить ответственность на кого-то за свою жизнь. Так появляется интерес к восточному МИРУ, где система «Учитель/ученик» является основной в обучении. То есть система, где присутствует личная передача опыта, накопленного столетиями… Виктор Сяо называет это внутренней гармонией, которую приносит во ВСЮ нашу жизнь тайцзи.

История вопроса
Начало почти у всех одинаковое, а дальше каждый идет своим путем, и до вершины доходят единицы… Чаще всего начало печально — нас бьют. Причем неважно, где ты провел детство, от этого меняется только «качество» этого процесса. А так, будь это Нижний Тагил или Москва, а в Москве — улочки Арбата, родное Замоскворечье или Мирской переулок — неважно. Мир детства мало чем отличается от мира взрослых, если только не большей жестокостью — и хорошо, если вас били только в детстве. Позже, повзрослев, понимаешь и то, что не зря древние индусы делили всех на касты — не в плане ограничения прав, а в плане «психотипов» — одни рождаются воинами, другие ремесленниками, кто-то лучше торгует, кто-то хорошо командует. Каждый не может быть воином, точнее, не все ими могут быть. А бьют нас не потому, что мы слабы физически, а потому, что слабы ДУХОМ. И вот как тут быть — тягать металл, бесконечно наращивая бесполезные мышцы, или укреплять дух? Не все доходят до понимания этой, почти гамлетовской, дилеммы — но проходит время, и уже сам факт самообороны тускнеет перед житейскими проблемами, так и оставаясь нерешенным. Встречаются те, кто приходят к мысли, что победа над противником ничто по сравнению с победой над собой — и вот для них, видимо, я и пишу. И где, она эта гармония Мира, что балансирует силу, полученную от природы — хитрость? Оказывается, есть более эффективное и менее опасное, чем хитрость — тайцзи. Только для того, чтобы дойти до этого уровня, нужно много и долго работать, а ведь как не хочется — проще же обмануть, применив хитрость.
Далее — без фантазий и домыслов. О ДУХЕ говорят все — от великих чемпионов и тренеров до групп реабилитации. Поэтому мне, в силу ограниченности личного опыта, говорить на эту тему не хочется. Оставим это для тех, кто считает возможным «поднять» эту тему. Я буду говорить о простом житейском — как простой смертный приходит в единоборства, какие трудности там его подстерегают.
Если для ребенка в выборе спортивной секции большую роль играет случай, то для человека зрелого, делающего осмысленный выбор, задача номер один — чем заниматься, каким стилем или видом. Задача номер два — у кого. Но тут я бы поправил и сказал так: первое — нужно понять, ЗАЧЕМ ты хочешь заниматься, потом — чем, и уже потом — у кого!

ЗАЧЕМ…
Я сталкивался с несколькими интересными позициями в отношении занятий — например, Буддизмом с целью просветления, даосизмом с целью обретения бессмертия и т.д. Достойные ориентиры — но чаще всего, столкнувшись с реальностью и серьезностью практик, люди «охладевали» к процессу и все заканчивалось. Но большинство идет в вышеуказанные и прочие техники с целью улучшения своих жизненных обстоятельств, не понимая, что улучшения-то будут, только не по ИХ «понятиям», а по правилам Абсолюта или ДАО, если угодно… И чаще всего, если не сказать ВСЕГДА, это не совпадает с нашими представлениями, и вот тут НУЖНА величайшая смелость — с этим смириться.
Лучше, как сказал мой учитель Виктор Сяо, если вами просто движет ИНТЕРЕС. Интерес к познанию себя и Мира, своего места в этом Мире. Можно в целях оздоровления, это совсем не лишнее в нашем Мире — физическое и, главное, ПСИХИЧЕСКОЕ здоровье. Цели могут поменяться в процессе, важно, чтобы оставался интерес. Цель ограничивает — интерес расширяет мир познания.

ЧЕМ заниматься
Тут лучше пройтись и попробовать, если нет предпочтений по судьбе — так сказать, не тянет ни к чему определенному. Допустим, привело Вас в китайские единоборства. В силу растущей популярности во всем Мире в этом вопросе и не только у нас, но и в самом Китае разобраться сложно. Я буду говорить о своем интересе — о «внутреннем стиле»…
Самая большая тайна, самая больная тема, буря дебатов в прессе и в Интернете. Что самое обидное — никто не знает, что же это такое, а если кто-то и знает — объяснить не может, не говоря уж о том, чтобы показать. Я посвятил истории поиска и понимания, что же это такое, отдельную статью (кучу денег и уйму времени), и здесь скажу вкратце. Занимался много, и не только в Москве. Говорят и обещают многие; если Вы четко не понимаете, чего хотите — пройдут годы, прежде чем Вы поймете, что Вас дурачат. Причем, возможно, это будет со стороны тех, у кого вы занимаетесь, как действие НЕОСОЗНАННОЕ, т.е. они сами будут верить в то, что Вам дают и говорят — ЭТО САМОЕ ОПАСНОЕ!
Что же отличает внутренний стиль? Не стану отсылать Вас к знаменитым трактатам — чтобы их понять, должны пройти десятилетия, причем Мастер, постигая свое мастерство, постоянно его совершенствуя, тоже по-разному открывает для себя их содержание, но он это делает уже на своем опыте и достижениях. Пока у нас нет ни того, ни другого — как быть? Тем более что занятия по правильной, проверенной столетиями методике, могут быть полезны и всегда дадут результат. Вот только по правильной методике, тут нет мелочей. Нужно понимать, что в силу разницы менталитета в Китае и Европе и учат по-разному.
Можно привести пример одной из легенд Шаолиня, несмотря на то, что там изучали не тайцзи-цюань. Соискатели стучались в ворота монастыря, выходил монах, ставил всех в очень неудобную стойку и уходил, периодически контролируя процесс. Тех, кто простоял в стойке до нужного срока, границ которого никто не знал заранее, пускали в монастырь для того, чтобы начать проходить обучение — без гарантии, что на следующем этапе его не выгонят. Можно с уверенностью сказать, что такой способ отбора прошли бы единицы из тысяч, особенно европейцев. И нечто подобное используется и в настоящее время, хотя и не столь радикально. Так вот, учитывая эту разницу и весь свой опыт освоения материала, для того, чтобы сделать тайцзи достоянием КАК МОЖНО большего числа людей и сократить этапы в понимании и освоении процессов, ВИКТОР СЯО разработал ряд упражнений и методику, позволяющую всем искренне желающим заниматься ВНУТРЕННИМ СТИЛЕМ. Он не стал, как в свое время Ши Мин сделал с ним, ставить на год в стойку «Удзи» своих учеников, а начал искать пути понимания и подходы с разных сторон.
К слову о Шаолине: теперь там так не делают — только плати деньги и занимайся, но и качество сами понимаете, какое, хотя все по судьбе… А в древности нужно было выделить людей, у которых сознание с телом дружит от рождения: способность расслабляться, опираясь не на мышцы, включается до того, как человек потерял сознание от напряжения.

У КОГО заниматься
Несколько лирических отступлений для понимания процессов.
Почему-то когда вопрос касается практических проблем жизни, мы ищем врача, мастера по ремонту авто, строителя и т. д. получше. Тут мы ориентируемся на опыт знакомых, если это возможно, и сами стараемся как-то включать анализ. А вот в этом вопросе как бы стесняемся вырабатывать критерии отбора. А именно здесь, как нигде, МЫ ДОЛЖНЫ быть предельно придирчивы и недоверчивы — МЫ вверяем человеку наше здоровье и судьбу. Критериев у нас быть не может, нет у нас опыта внутренней работы — и мы в ловушке… То немногое, что об этом можно сказать, я и пытаюсь сказать в этой статье.
Принято считать, что Тайцзи, Багуа и Синъи — это внутренние стили. Упрощенный и примитивный подход. Эти направления сформировались как внутренние, НО ОНИ НЕ дают гарантии того, что Вам лично будут давать ИХ, как внутренние. Если вы пришли в зал и тренировка начинается с разминки в виде общей физической подготовки или с крутых «шаолиньских» ударов, растяжек и тому подобное — в общем, с силового воздействия на организм и психику — то, извините, это не внутренний стиль. Даже если Вы просто учите секретную семейную форму внука прославленного в прошлом Мастера, но с упором на силовую технику — это тоже не внутренний стиль. И неважно, кто перед вами — китаец, кореец или русский. Мой инструктор — русский, с периферии нашей Родины, так я его и на тысячу знаменитостей не променяю, потому что он упорным трудом воспринял то, что кропотливо давал Виктор Сяо, и может КАЖДОМУ «бледнолицему» объяснить, что в какой момент нужно делать и на что ориентироваться в упражнениях и во внутренней работе. Вот такой человек не будет выпячивать свои знания и скорее всего Вам он попадется случайно, если Вы это заслужите.
Например, такое важное и непростое упражнение, обязательное во всех внутренних стилях: «стояние столбом», «свая», «стояние на точке» (это все названия упражнения или процесса). Если вам не объяснили «тонкости», задачи и этапы, которые в каждой школе свои, то упражнение станет бесполезным, и Вы ничего не добьетесь.
Безусловно, громкие названия школ, имена всех Мастеров, которые Вы не поймете и не найдете нигде — это красиво, но Вам ничего не скажет. А места УДАН и ШАОЛИНЬ, как современные «брэнды» китайского туризма и кинопроката, подкрепят вашу уверенность в том, что Вы попали туда, куда нужно! Безусловно, есть люди, которым этого достаточно; самовнушение — великая штука, оставайтесь — это лучше, чем пить водку или потреблять наркотики. Я пишу для тех, кому интересен именно внутренний стиль и работа над собой.
Многое зависит от инструктора, если не все. Но еще больше от переводчика! Вот тут глобальная засада. Был неоднократно в ситуации, когда китаец говорит минут пять, а переводчик — одно предложение. Догадайтесь — в чем проблема и как при этом вы узнаете все оттенки объяснения? Виктор Сяо в этом вопросе уникален тем, что изъясняется на нашем родном русском языке лучше и четче, чем многие соотечественники, и переводчик ему не нужен. И вы всегда можете спросить инструктора: «А вот я помню, что на семинаре Мастер сказал так-то, объясните мне, пожалуйста…» Чего нельзя сделать в других секциях — припасть к первоисточнику! А китайский для него родной и тут тоже нет проблем — уникальный случай, большая редкость.
Не знаю, как там в других стилях, но все Мастера стиля ЯН ветви Ванов говорят в один голос: главное — это КОНТАКТ! Парная работа. Сложнейшее и труднейшее для понимания явление. Процесс, в результате которого ученик приобретает и тренирует главные навыки — без этого прогресс невозможен. Один из ориентиров — если вы толкаете человека с разных сторон и в разных направлениях, А ОПОРЫ НЕ НАХОДИТЕ В НЕМ, все время проваливаетесь, не за что зацепиться, то Вы близки к цели, перед вами человек, серьезно занимающийся тайцзи.

Теперь о занятиях
Когда начинает получаться и видишь результат, и этот результат поразителен и неожидан, не нужно заставлять себя заниматься — организм сам тянет, требует занятий. Это маленькая, но победа — правда, до нее нужно еще дожить. Здесь очень важна работа инструктора. К сожалению, Мастер живет далеко и приезжает на месяц раз в полгода, а при активной и правильной работе Вам нужен советчик и опора на каждый день. У всех есть свой опыт обучения в школе. Хороший преподаватель, зная, что именно должен понять ученик, будет, невзирая на указания «РOНО», по-своему пытаться дать Вам понимание предмета. Применяя нестандартные подходы индивидуально к каждому, находить путь ко всем желающим понять его предмет. Он сам уже встал на путь совершенствования и приглашает Вас начать восхождение к ДАО, научиться жить в реальном мире, не конфликтуя с ним, а сотрудничая. Не бояться перемен, а жить в них, ощущая радость изменений и преобразований. Вот тут не могу не вспомнить слова человека, жившего пару тысяч лет назад, записанные в одной из вечных книг — и по мыслям Вашим Вам дано будет!

VASU


©  Студия Тайцзи Виктора Сяо, 2008—2018
Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.