Статьи:Заимствуя термин "Центр" — о тайцзи rus

Материал из КОМПЛЕКС ШИ МИНА. ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ. ШКОЛА ВИКТОРА СЯО

Перейти к: навигация, поиск

Тайцзи — Душа Ушу (Апрель 2017 года)

«Заимствуя термин "Центр" — о тайцзи»


Автор: Виктор Сяо (Сяо Вэйцзя)


Черновой перевод: Алексей Манько

Редактор перевода: Виктор Сяо (Сяо Вэйцзя)


Почему философия Тайцзи сложна для понимания? Почему практические уровни «понимания силы-цзинь» и «ясности духа» трудны при овладении? Это потому, что в отношении человеческой рациональной логики понятие Тайцзи и его содержание представляют загадочный парадокс (и инь, и ян; ни инь, ни ян; инь в ян; ян в инь; инь и ян помогают друг другу, и т.д., и т.п.). По отношению к привычке в обычных видах единоборств решать механические задачи на основе условного рефлекса, система боевого искусства тайцзи-цюаня образует такую же загадочную тему.


VS-2017-04-1.jpg

Это не значит, что мы нарочно мистифицируем или морочим людям голову. Если бы не глубина теории Тайцзи и требования «центрированности, выправленности, покоя и состояния комфорта, а также одновременной опоры на все восемь сторон», то искусство тайцзи-цюаня не отличалось бы существенно от обычного спорта и обычных единоборств. И тогда оно не выявляло бы пять основных характеристик тайцзи-цюаня: «искать покоя в движении; используя покой, управлять движением; использовать взаимопомощь твердого и мягкого; преодолевать мягким твердое; начинать вторым, приходить первым».

Собственно говоря, Тайцзи – это универсальный феномен и факт Вселенной, которым люди повседневно пользуются, не осознавая этого. Если в наших регулярных тренировках нам не будет мешать стремление сразу победить напарника, то тогда, в условиях лабораторно-экспериментальных археологических исследований тайцзи-цюаня (имеется ввиду «кормёжка приемами»), принципы тайцзи-цюаня один за другим смогут получить подтверждение и доказательства. И когда мы добьемся слияния всего воедино, тайцзи-цюань заново засияет светом прежней славы. И лишь тогда он получит своё истинное развитие и распространение. Ожидается (мы искренне верим, что так рано или поздно и произойдет), что современные науки обратят внимание на теорию и законы Тайцзи. Это, безусловно, позволит миру совершить великий шаг вперед.

На сегодня же проблемы тайцзи-цюаня заключаются в другом: высокого мастерства уровня Ян Лучаня более не существует. Всё, что от него осталось, это обмельчавшее понимание и разрозненные лоскутики в руках разных школ. Мастера на их основе, вчитываясь в классические трактаты, тоже кое-что находят. Но общая картина выглядит так, как у слепцов, с разных сторон ощупывающих слона. И каждый, исходя из того малого, что ему доступно, теоретизирует и практикует некий «лоскутовый» тайцзи-цюань. Большинство гонятся за быстрым результатом, мало склонны к дружелюбному сотрудничеству, редко объединяются ради обмена деловым опытом, у них не хватает ни сил, ни времени для кропотливой работы в «археологических экспериментах», для теоретических обсуждений и объединенных исследований.

Тайцзи, по сути дела, можно назвать «центральным полюсом», предельным «центром». Например, (пожалуйста, обратите внимание: аналогии применяются в вынужденных случаях, они всегда ограничены) два конца одной линии мы условно называем как полюса инь и ян, а в самом центре этой линии мы как бы видим центральный полюс. «Центральную линию», о которой шла речь выше, и над которой мы работали на начальном этапе обучения, мы также можем назвать «линией центрального полюса» (выражение Ши Мина). Приведем ещё один пример: обычные весы (рычажные), где по центру находится точка опоры (похожая на точку Тайцзи), а на обоих концах – чаши весов (как бы инь и ян). Когда две чаши находятся в состоянии идеального баланса, то, это фактически является трёхточечным балансом. Если мы игнорируем степень деформации материала горизонтальной балки весов под влиянием средней опоры и веса на обоих концах, тогда центр силы будет равномерно распределен по обоим концам горизонтальной линии и по всем ее точкам. Аналогично, сила на обоих концах будет распределена по всей линии по каждой её точке.

Продолжаем метафору: представим, что горизонтальная линия силы не использует материальный носитель (как, например, магнитная линия, а у нас – это линия, созданная силовым мышлением) и проходит в обоих направлениях в бесконечность (то есть безгранична в макромире). Также представим, что она из безграничного далека направляется к безгранично малому «центру» (безграничность в микромире). В таком случае можно сказать, что внутренняя и внешняя бесконечность формируют единую бесконечность, и любая из точек на такой линии может сыграть роль её «центра». Любое прикосновение к такому «центру» непременно повлияет на каждую точку линии. Перемещения всей линии и колебания на ней также повлияют на каждый таковой «центр» этой линии. Это уже чем-то похоже на квантовую механику (мы тут заимствуем этот термин). А если это – трёхмерное «бесконечно большое и одновременно бесконечно малое» поле, то, прикоснувшись к любой из точек этого поля, вы прикоснетесь к «центру», а также ко всей целостности «(неделимо) бесконечно большого и одновременно бесконечно малого» поля.

Прошу читателей простить меня за то, что я пытаюсь выразить словами то, что словами неописуемо («Дао, которое можно описать, не есть то постоянное исконное Дао (мой свободный перевод)». Дао Дэ Цзин, Лао Цзы). Не случайно конфуцианские, даосские и буддийские классики используют множество иносказаний для того, чтобы передать то, что под ними подразумевается, или подтекст словесных выражений. Из всего, что мне удалось прочитать, я не встречал более блестящего и точного определения понятия Тайцзи, чем у Ван Цзунюэ: «Так называемое Тайцзи порождено Уцзи, оно находится на границе движения и покоя, и является матерью Инь и Ян. Тронь его – оно разделяется, успокой его – сливается. В нём не происходит ни излишка, ни недостатка, оно следует за сгибанием (сжиманием) и за распрямлением (расширением) (мой свободный перевод)». То, что мы делаем – не более чем попытка увязать прошлое с настоящим, китайское с заграничным, и сделать всё возможное, чтобы расшифровать эту теорию для себя и своих современников. Почему философия Тайцзи сложна для понимания? Почему практические уровни «понимания силы-цзинь» и «ясности духа» трудны при овладении? Это потому, что в отношении человеческой рациональной логики понятие Тайцзи и его содержание представляют загадочный парадокс (и инь, и ян; ни инь, ни ян; инь в ян; ян в инь; инь и ян помогают друг другу, и т.д., и т.п.).

По отношению к привычке в обычных видах единоборств решать механические задачи на основе условного рефлекса, система боевого искусства тайцзи-цюаня образует такую же загадочную тему. При исследовании феномена Тайцзи этот парадокс невозможно обойти, необходимо посмотреть ему прямо в глаза, необходимо его разгадать, прорваться сквозь него, иначе мы останемся в безвыходном положении. Метод прорыва заключается в совместной тренировке тела и разума, совместном постижении ими феномена, совместном постижении его «формой и духом». Психофизическое (интуитивное) постижение (познавание) – это как раз и есть инструмент познания и путь, которые лежат за пределами логики. Этот метод отличается от чистого логического мышления тем, что в первую очередь, его корни уходят глубоко в традиционную китайскую культуру, которая особенно подчеркивает прямой опыт (по-китайски дословно – «проверку телом», то есть необходимость доказать себе на лично ощутимом опыте). В дополнение к логическому мышлению этот метод также является мощным инструментом познания. При совместном использовании обоих путей познания, мы на выходе получаем не что-то иррациональное (как это многим представляется), а рациональное, более высокого плана.

Заимствуя логическое построение Лао Цзы из его «Дао Дэ Цзина», мы это можем выразить так: Они оба (Инь и Ян) из одного источника (из Тайцзи), имеют разные названия, и оба называются Сокровенным (парадоксом). Сокровенное за Сокровенным (углубляясь в парадокс и, прорвавшись через его последние глубины) мы раскрываем врата ко всем Чудесам (врата, ведущие к неописуемой Истине).

Если силу действия мы назовем Ян, тогда противодействие становится Инь, а между ними окажется автоматически регулирующее всё, что между ними происходит, Тайцзи. Посмотрите, вот как древние описывали слово «Дух»: «Духом называется такое состояние, в котором Инь и Ян не поддаются измерению (то есть, в котором они неуловимы)». Так вот и Тайцзи также не поддается измерению, и оно неуловимо (или, в нём неизмеримы и неуловимы Инь-Ян). Таким образом, Тайцзи и оказывается тем Духом, о котором идет речь в китайской культуре (а не в западном толковании понятия Дух или Бог). Фактически, Тайцзи являет собой фундаментальный и вездесущий «центр». Это «Дух», поддерживающий гармонию Вселенной и её динамический баланс. При изучении традиционной китайской культуры, встречая «даосскую Гармонию», конфуцианское «учение о Середине», буддийское «Срединное учение», «Тайцзи» из «Книги перемен», следует понимать, что все они сводятся к Тайцзи. Тайцзи является ядром всех этих концепций. Тайцзи был очень высоким уровнем познания Вселенной и человеческого общества, достигнутый уже древними.




из журнала "Тайцзи — Душа Ушу", апрель 2017 года


Сообщите о нас друзьям в Вашей социальной сети и мы будем БЕЗМЕРНО рады!


©  Студия Тайцзи Виктора Сяо, 2008—2018
Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.